вторник, 25 ноября 2014 г.

Эль-Тахин — один из крупнейших городов доколумбовой Америки.Мексика./ El Tajin . Mexico.

На побережье Мексиканского залива в штате Веракрус находятся руины Эль-Тахина — одного из крупнейших городов доколумбовой Америки. Эль-Тахин, основанный в IV веке нашей эры, оставался главным ритуальным центром индейцев культуры веракрус вплоть до XIII века, пока его не сожгли тольтеки. Святилище Эль-Тахин («Место грома») посвящено Тахину — богу дождя. Городские сооружения, разбросанные по узкой плодородной долине и по склонам окружающих её гор, занимают площадь 959 гектаров.
 «Пирамида ниш» — символ Эль-Тахина
В сердце долины располагается церемониальный комплекс, большинство построек которого датируется 600-900 гг. Величайший памятник Эль-Тахина — «Пирамида ниш» — состоит из семи ярусов-уступов, образующих сотни глубоких ниш, украшенных орнаментами и рельефными изображениями змей. Сооружение, достигающее 18 метров в высоту, сложено из известняковых глыб, облицованных тёсаным камнем. В древности каменные поверхности были выкрашены в красный цвет с чёрными вкраплениями; в нишах стояли идолы. Квадратная в плане пирамида ориентирована по сторонам света, а на её вершину ведут 364 ступени (по количеству дней в году). Платформа, венчающая сооружение, знаменует последний — 365-ый день года. Здесь индейцы веракрус совершали человеческие жертвоприношения, желая умилостивить бога дождя.


Ритуальные игры в Эль-Тахине

Индейцы Эль-Тахина были большими поклонниками ритуальной игры в мяч. Подобно римским гладиаторам, участники игры боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесёнными в жертву. В Эль-Тахине обнаружено 18 стадионов, на стенах которых высечены барельефы, изображающие игру. Искусство в Эль-Тахине достигло столь высокого уровня, что скульптуры индейцев веракрус не уступают каменным рельефам цивилизации майя. В ходе археологических раскопок в городе найдены загадочные предметы, связанные с культовыми обрядами — «ярмо», или «хомут» и «пальмы», или «свечи». «Ярмо» — это подковообразный камень весом до 30 кг, похожий по форме на хомут, в который запрягают лошадей, но декорированный рельефом. Этот каменный пояс игрок закреплял на талии, а «пальмой» отбивал каучуковый мяч. «Пальмы» выполнены в виде трёхгранных призм, представляющих собой стилизованные образы животных или людей. Согласно одной из версий, «ярмо» использовалось для того, чтобы сжимать шею приносимого в жертву игрока. За проигрыш команды капитан расплачивался своей кровью. С кровавыми обрядами индейцев Эль-Тахина контрастирует один любопытный предмет — изображение смеющегося человека. В других культурах Месоамерики ничего подобного не встречается.

Эль-Тахин под угрозой

Большая часть территории Эль-Тахина не раскопана, но резной камень в его рельефах стремительно разрушается под влиянием кислотных дождей. Если уровень кислотности воздуха не изменится, то через 10-20 лет творения индейцев веракрус можно будет увидеть только на картинках или на марках. В 2009 году в Мексике была выпущена серия коллекционных почтовых марок с изображением археологической зоны Эль-Тахин.
------------------------------
 On the coast of the Gulf of Mexico in the state Veracruz there are ruins of El Tajin — one of the largest cities of dokolumbovy America. El Tajin founded in the IV century of our era remained the main ritual center of Indians of culture Veracruz up to the XIII century until it was burned by Toltecs. The sanctuary El Tajin ("A thunder place") is devoted to Takhin — god of a rain. The city constructions scattered on the narrow fertile valley and on slopes of the mountains surrounding it occupy the space of 959 hectares.
"Pyramid of niches" — a symbol of El Tajin

In heart of the valley the ceremonial complex which majority of constructions is dated 600-900 settles down. The greatest monument of El Tajin — "A pyramid of niches" — consists of seven circles ledges forming hundreds of deep niches decorated with ornaments and relief images of snakes. The construction reaching 18 meters in height is put from the calcareous blocks revetted with a hewn stone. In the ancient time stone surfaces were painted in red color with black impregnations; in niches there were idols. The square pyramid in the plan is focused on parts of the world, and on its top conduct 364 steps (by number of days in a year). The platform crowning a construction marks the last — the 365th day of year. Here Indians Veracruz made human sacrifices, wishing to umilostivit god of a rain.
Ritual games in El Tajin

Indians of El Tajin were great admirers of a ritual ball game. Like the Roman gladiators, participants of game fought for life not to be sacrificed. In El Tajin 18 stadiums on which walls the bas-reliefs representing game are cut are revealed. Art in El Tajin reached so high level that sculptures of Indians don't cede Veracruz to stone reliefs of a civilization of the Maya. During archeological excavations the mysterious subjects connected with cult ceremonies — "yoke", or "collar" and "palm trees", or "candles" are found in the city. "Yoke" — is the horseshoe stone weighing up to 30 kg similar in a form to a collar in which harness horses, but decorated by a relief. The player fixed this stone belt on a waist, and "palm tree" returned a rubber ball. "Palm trees" are executed in the form of the trihedral prisms representing the stylized images of animals or people. It agrees one of versions, "yoke" was used to squeeze a neck of the sacrificed player. The captain paid for loss of team with the blood. With bloody ceremonies of Indians of El Tajin one curious subject — the image of the laughing person contrasts. In other cultures of Mesoamerica of anything similar doesn't meet.
El Tajin under the threat

The most part of the territory of El Tajin isn't dug out, but the carved stone in its reliefs promptly collapses under the influence of acid rains. If the level of acidity of air doesn't change, in 10-20 years of creation of Indians Veracruz can be seen only on pictures or on brands. In 2009 in Mexico a series of collection stamps with the image of an archaeological zone El Tajin was let out.

Паленке — самый элегантный город индейской Америки. Мексика./ Palenque — the most elegant city of Indian America. Mexico

В северной части мексиканского штата Чьяпас находятся руины Паленке — одного из самых красивых городов-государств древних майя. Его местоположение выбрано очень удачно: большинство его зданий возвышается на плато-платформе и склонах окружающих гор. Буквально в нескольких метрах за пирамидами и дворцом вздымаются в небо покрытые буйной зелёнью горные хребты, служащие эффектным фоном для древней архитектуры. Возникнув около 100 г. н.э., Паленке достиг своего расцвета в III-VIII вв. В IX веке майянское поселение пришло в упадок.
Междоусобицы и набеги индейских племён с севера истощили его жизненные силы, и город впал в забвение, скрывшись в густой сельве вплоть до конца XVIII века, когда его вновь открыли испанцы. Подлинное название древнего города-государства не сохранилось. В далёком прошлом культурный центр майя носил имя «Начан», или «Город змей», а европейские первооткрыватели нарекли его Паленке, что в переводе с испанского означает «палисад», «изгородь». Местные индейцы называют его «Отиотгиун», или «Каменный город».

Достопримечательности Паленке

Для искусства Паленке, нашедшего выражение в затейливых лепных фризах, барельефах и росписях, характерны мифологические мотивы. Большинство зданий, в том числе Группа Храмов креста, образованная тремя пирамидами, построено царём Пакалем, Солнечным Властителем, и его сыновьями. На ступенчатых платформах-фундаментах высятся храмы-близнецы — «Храм Солнца», «Храм Креста» и «Храм Лиственного Креста». Они получили свои названия по тематике барельефов: в Храме Солнца изображены солнце и два скрещенных копья, в Храме Креста — крест, в Храме Лиственного Креста — « древо жизни», по форме напоминающее крест. Архитектурной доминантой Паленке является дворец Пакаля — причудливый лабиринт из галерей, двориков и комнат.  Дворец венчает пятиэтажная башня обсерватории, а с северной стороны к нему примыкает площадка для игры в мяч. Для древних майя эта игра была не столько спортом, сколько ритуалом, иногда совмещаемым с человеческими жертвоприношениями. Храм Надписей — сооружён на вершине 20-метровой пирамиды и имеет 69 ступеней, что соответствует количеству лет правления царя Пакаля. Стены пирамиды сплошь покрыты барельефами необычайной выразительности и 620 иероглифическими посланиями майя (отсюда и название храма). Многие из надписей до сих пор не расшифрованы.

Археологическая сенсация в Паленке

В 1952 году мексиканский археолог Альберто Руз Луилье совершил сенсационное открытие: вскрыв подземную камеру в Храме надписей, он оказался в склепе, украшенном рельефными изображениями на стенах и плитах пола. Посреди склепа стоял массивный саркофаг, богато декорированный каменной резьбой. Антропологи установили, что в гробнице покоится прах царя Пакаля, умершего в 683 году. Лицо владыки покрывала погребальная нефритовая маска; белки её глаз были выполнены из перламутра, а зрачки — из сверкающего обсидиана. Сегодня в Паленке осталась лишь копия резной панели-крышки саркофага, а её оригинал хранится в Национальном археологическом музее в Мехико. В 1994 году в Паленке было найдено второе подобное захоронение — гробница Красной Царицы, супруги Пакаля.

-------------------------------
In northern part of the Mexican state Chyapas there are ruins of Palenque — one of the most beautiful city-states of ancient Maya. Its location is chosen very successfully: the majority of its buildings towers on a plateau platform and slopes of surrounding mountains. Literally in several meters behind pyramids and the palace the ridges covered with violent greens serving as an effective background for ancient architecture rise in the sky. Having arisen about 100 g AD, Palenque reached the blossoming in the III-VIII centuries. In the IX century the mayansky settlement fell into decay.

Civil strifes and attacks of Indian tribes from the North exhausted its vital forces, and the city fell into oblivion, having disappeared in a dense selva up to the end of the XVIII century when it was reopened by Spaniards. The original name of the ancient city-state didn't remain. Far back in the past the cultural center of the Maya bore the name "Nachan", or "The city of snakes", and the European pioneers named it Palenque that in translation from Spanish means "palisade", "fence". Local Indians call its "Otiotgiun", or "The stone city".
Sights of Palenque

For art of Palenque who found expression in intricate modelled friezes, bas-reliefs and lists mythological motives are characteristic. The majority of buildings, including the Group of Temples of a cross formed by three pyramids is built by the tsar Pakal, the Solar Master, and his sons. On step platforms bases twin temples — "The Temple of the Sun", "the Temple of the Cross" and "the Temple of the Deciduous Cross" rise. They received the names on subject of bas-reliefs: in the Temple of the Sun the sun and two crossed spears, in the Temple of the Cross — a cross, in the Temple of the Deciduous Cross — the "life tree" in a form reminding a cross are represented. An architectural dominant of Palenque is Pakal's palace — a freakish labyrinth from galleries, court yard and rooms. The palace the five-floor tower of observatory crowns, and from North side it is adjoined by a platform for a ball game. For ancient Maya this game was not so much sport, how many ritual sometimes combined with human sacrifices. The temple of Inscriptions — is built at top of a 20-meter pyramid and has 69 steps that corresponds to number of years of board of the tsar Pakal. Walls of a pyramid are entirely covered with bas-reliefs of extraordinary expressiveness and 620 hieroglyphic messages of the Maya (from here and the name of the temple). Many of inscriptions are still not deciphered.
Archaeological sensation in Palenque

In 1952 the Mexican archeologist Alberto Ruz Luilye made sensational discovery: having opened the underground camera in the Temple of inscriptions, he appeared in the crypt decorated with relief images on walls and plates of a floor. In the middle of a crypt there was a massive sarcophagus which is richly decorated by a stone carving. Anthropologists established that in a tomb ashes of the tsar Pakal who died in 683 are based.  The face of the lord was covered by a funeral jade mask; proteins of her eyes were made of nacre, and pupils — from the sparkling obsidian. Today in Palenque there was only a copy of the carved panel cover of a sarcophagus, and its original is stored in the National archaeological museum in Mexico City. In 1994 the second similar burial — a tomb of the Red Queen, Pakal's spouse was found in Palenque.