среда, 5 ноября 2014 г.

Фуникулер в Одессе The funicular in Odessa




История одесского фуникулера началась на заре ХХ века. Два вагончика вместимостью 35 человек каждый, выписанные из Парижа, связали верхнюю часть города с портом. В те времена именно Одесский фуникулёр рядом с Потёмкинской лестницей стал одним из первых фуникулёров в России. Построен он был по «классической» схеме – однопутная рельсовая линия с разъездом. Движение осуществлялось по «маятниковой» схеме, когда спускающийся вагон помогал вагону, движущемуся вверх. В таком виде одесский фуникулер просуществовал 67 лет, перевозя пассажиров с бульвара в порт за неизменные 2 копейки.

История
Гигантская, ныне Потемкинская лестница, открытая в 1841 году, сначала была скорее частью архитектурного ансамбля, чем использовалась по прямому назначению. Портовый рабочий люд шел в порт на работу, в основном, со стороны Пересыпи или по спускам Военному (сейчас Жанны Лябурб), Левашовскому (затем Вакуленчука) позже Деволановскому, Польскому (Кангуна).
Со временем количество людей, желавших попасть в Одесский порт и на Приморскую улицу из центра города, возросло. Этому способствовало открытие железнодорожного сообщения из порта на Куяльницкий лиман, куда, как вспоминал в книге «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, «шел поезд, ведомый маленьким паровозом, который назывался паровиком. Маленький, бойко свистящий паровозик, пять-шесть зеленых вагонов…» К тому же на Приморской улице вблизи порта открылось множество «заведений теплых морских ванн», упомянутых в «Записных книжках» Ильи Ильфа: «Когда все в Одессе разрушится, морские ванны по-прежнему будут сиять и переливаться светом. Одесситы любят морские ванны».
В 1880 году, учитывая конъюнктуру, была предпринята попытка создать концессию для устройства рельсового подъемного пути с пристани на бульвар, потерпевшая фиаско.
Идея эта заработала в 1895 году, когда молодой инженер Н. К. Пятницкий, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, сын директора Второй одесской гимназии, подал в городскую Управу прошение о «предоставлении ему сооружения и эксплуатации механического подъемного пути с Приморской улицы на бульвар». Соблазненные предложением Пятницкого, городские власти все же объявили конкурс через местные и столичные газеты.
Откликнулась лишь одна парижская фирма, представившая только эскизный проект, никак не привязанный к местности. По заключению известного в городе инженера В. Зуева, предпочтение отдали Пятницкому.
В 1900-1902 годах спланировали склон под трассу будущего фуникулера, уложили одноколейный рельсовый путь длиной около ста метров с разъездом посередине и переходным мостиком над ним, построили деревянный ажурный павильон на бульваре, каменное здание с кассой, перроном и конторой на Приморской улице, а рядом небольшую электростанцию, собрали и закрепили на тросах два доставленных из Парижа вагончика на 35 пассажиров каждый, установили 300 калильных ламп и дуговых фонарей для освещения дороги. Работы были выполнены под руководством инженера В. Раковского.
Торжественное открытие подъёмной дороги состоялось 8 июня 1902 года. На следующий день она приняла первых пассажиров, причем, как отметил «Одесский листок», «желающих испытать удобство движения нашлось довольно много».
«Фуникулёр. Если в Одессе произнести это слово, никто не поймёт, о чем идет речь – писал Леонид Утёсов в книге «Спасибо, сердце», – его называют «подъёмная машина». Так одесситам кажется короче и понятней… Вниз почти никто не ездит. Зачем? Спуститься по лестнице просто удовольствие. Вверх тоже не очень много желающих. Подъёмная машина не «золотое дело».
По условиям контракта фуникулёр должен был перейти в собственность города в 1920 году. Революция разорвала контракт раньше. С 1919 года фуникулёр был «на консервации», то есть поломан.
Заработал он 20 сентября 1926 года, с окончанием разрухи после Гражданской войны и французской интервенции.
Во второй раз остановила фуникулёр Великая Отечественная война. Четыре года после войны не работал. В 1948 году в Одессе «начались работы по восстановлению фуникулера». Едва «отдышавшись» от войны, город восстановил фуникулер, который Валентин Катаев причислял к достопримечательностям Одессы. Через двадцать лет, в 1969 году, фуникулер закрыли. В 1970 его заменили эскалатором. Не решив при этом никакой транспортной проблемы, поскольку ее и не было.
С лица Одессы на тридцать пять лет оказалась стертой еще одна милая черта города, о которой с грустью вспоминали одесситы. В последний год существования СССР эскалатор еще работал в обе стороны. В самом начале 1990-х – уже только в одну, на подъем. Эскалатор на спуск постепенно разбирали на запчасти, и так поддерживали работу хоть в одном направлении.
Окончательно же он пришел в негодность и закрылся в 1997 году.
Современность
В 1998 году городская власть решила построить на Потемкинской лестнице новый фуникулёр по принципу наклонных лифтов и выделила деньги. Получился долгострой длиной в восемь лет. И в 2005 году Одесский фуникулер заработал снова.
Торжественное открытие возрожденного фуникулера на два вагончика по десять человеко-мест состоялось 2 сентября 2005 года в двести одиннадцатый день рождения Одессы.
----------------------
The history of the Odessa funicular began at the beginning of the XX century. Two cars with a capacity of 35 people everyone which are written out from Paris connected the top part of the city with port. In those days Odessa funicular near the Potyomkinsky ladder became one of the first funiculars in Russia. It was constructed according to the "classical" scheme – the single-line rail line with travel. The movement was carried out according to the "pendular" scheme when the going-down car helped the car moving up. In such look the Odessa funicular existed 67 years, transporting passengers from the boulevard to the port for invariable 2 kopeks.

History
The huge, nowadays Potemkinsky ladder opened in 1841 at first was rather a part of an architectural complex, than was used directly. The port working people went to the port to work, generally from Peresypi or on descents to the Military (now Zhanna Lyaburb), to Levashovsky (then Vakulenchuka) later Devolanovsky, Polish (Kanguna).
Over time the number of the people wishing to get to the Odessa port and on Primorskaya Street from the downtown increased. It was promoted by opening of railway communication from port on the Kuyalnitsky estuary where as Yury Olesha remembered in the book "Not a day without a line", "there was a train conducted by the small engine which was called as a boiler. The small, quickly whistling engine, five-six green cars …" Besides on Primorskaya Street near port the set of "institutions of the heat sea baths" mentioned in "Notebooks" of Ilya Ilf opened: "When everything in Odessa will collapse, sea bathtubs will still shine and be poured by light. Inhabitants of Odessa love sea bathtubs".
In 1880, considering an environment, an attempt to create concession for the device of a railway lifting line from pier on the boulevard, come to grief was made.
This idea earned in 1895 when the young engineer N. K. Pyatnitsky, the graduate of the Petersburg institute of engineers of means of communication, the son of the director of the Second Odessa gymnasium, submitted to town council the application about "granting to it a construction and operation of a mechanical lifting way from Primorskaya Street on the boulevard". The tempted with Pyatnitsky's proposal, city authorities nevertheless announced competition through local and capital newspapers.
 Only one Parisian firm which submitted only the outline sketch which isn't attached to the district responded. According to the conclusion of the engineer V. Zuyev, famous in the city, the preference was given to Pyatnitsky.

In 1900-1902 planned a slope under the route of future funicular, laid a single-track railway line about hundred meters long with travel in the middle and the transitional bridge over it, constructed wooden openwork pavilion in the boulevard, the stone building with cash desk, the platform and office on Primorskaya Street, and nearby small power plant, collected and fixed on cables two cars delivered from Paris to 35 passengers everyone, established 300 kalilnykh of lamps and arc lamps for lighting of the road. Works were performed under the leadership of the engineer V. Rakovsky.

The ceremonial opening of the lifting road took place on June 8, 1902. Next day it accepted the first passengers, and as noted "The Odessa leaf", "persons interested to test convenience of the movement was very much".
"Funicular. If in Odessa to say this word, nobody will understand about what there is a speech – Leonid Utyosov in the book "Thanks, Heart" wrote, – it call "hoist engine". So it seems to inhabitants of Odessa well and more clearly … Down almost nobody goes. What for? the pleasure is simply to Come downstairs. Up too not really there are a lot of persons interested. Hoist engine not "gold business".
Under the terms of the contract the funicular had to pass into city property in 1920. Revolution broke off the contract earlier. Since 1919 the funicular was "on preservation", that is is broken.
He earned on September 20, 1926, with the termination of ruin after Civil war and the French intervention.
For the second time the Great Patriotic War stopped the funicular. Four years after war I didn't work. In 1948 in Odessa "works on restoration of the funicular began". "Having hardly recovered the breath" from war, the city restored the funicular which Valentin Katayev ranked as sights of Odessa. In twenty years, in 1969, the funicular was closed. In 1970 it was replaced with the escalator. Without having solved thus any transport problem as it was also not.
From the face of Odessa for thirty five years it was erased one more lovely city boundaries which with grief inhabitants of Odessa remembered. In the last year existence of the USSR the escalator still worked in both parties. At the very beginning of the 1990th – already only in one, on rise. The escalator on descent gradually was disassembled on the spare part, and so supported work though in one direction.
Finally it became useless and was closed in 1997.

Present
In 1998 the city authority decided to construct on the Potemkinsky ladder the new funicular by the principle of inclined elevators and allocated money. Unfinished construction of eight years turned out. And in 2005 the Odessa funicular earned again.
The ceremonial opening of the revived funicular on two cars on ten cheloveko-places took place on September 2, 2005 at the two hundred eleventh birthday of Odessa.

Комментариев нет:

Отправить комментарий